На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Классическая музыка

199 подписчиков

Семейство струнных

В скрипичное семейство входят скрипка,альт, виолончель и контрабас. 

Историки музыки утверждают, что первым из инструментов скрипичного семейства появился альт. Произошло это на рубеже XVI - XVII веков. А менее чем через столетие в составе оркестра прочное место заняли все четыре инструмента этого семейства.

 

Сегодня мы уже привыкли к тому, что виолончель звучит как сольный инструмент. Все чаще в качестве солиста можно услышать и альт. Находятся даже энтузиасты, которые пытаются играть соло на контрабасе. Однако когда эти инструменты создавались и утверждались в концертной практике, они имели более скромное предназначение - для ансамблевой и оркестровой игры.

Иное дело - скрипка. Обладая сильным, ярким, выразительным звуком, она как бы создана для сольной игры. При этом скрипка всегда была и остается неоспоримым лидером всего семейства струнно-смычковых. 

Скрипка (на итал.Violino; фр.Violon; нем.Geige) - четырехструнный смычковый музыкальный инструмент самый высокий по регистру в скрипичном семействе. 

 

Корпус скрипки имеет плавные закругления. На верхней деке имеются f-образные вырезы - эфы. К корпусу скрипки прикреплен гриф, который заканчивается завитком. В желобке перед завитком крепятся колки, которые натягивают струны, жестко зафиксированные у подгрифка. В середине корпуса на двух ножках стоит подставка, через которую проходят струны.

Скрипач изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки. В правой руке скрипач держит смычок, которым водит по струнам. 

Скрипка постепенно получает большое распространение в европейских странах. Среди них главная роль принадлежала Италии. Именно здесь в XVI веке сложились школы выдающихся скрипичных мастеров - кремонская и брешианская, создавшие непревзойденные и по сей день инструменты скрипичной группы. Особенно ценятся скрипки мастеров из семейств Амати, Гварнери и, конечно, инструменты, сделанные великим Страдивари.

    Скрипка и Альт

Альт (на англ. и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный - струнный смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько бо́льших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e³ (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

Приёмы игры на альте и штрихи — те же, что и на скрипке, но звук менее яркий, матовый, слегка гнусавый. Такой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю. Если сконструировать альт бо́льшего размера, то его невозможно будет держать на плече, как скрипку или между ног, как виолончель.

В качестве сольного инструмента альт встречается относительно редко. Основная сфера применения альтов — симфонический и струнный оркестры, где они исполняют, как правило, средние голоса. Альт — обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах.  

Виолончель (на итал.Violoncello, сокращенно Cello) -  музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра, имеющий густой, сочный и певучий звук. По высоте звучания средний между альтом и контрабасом; имеет увеличенную форму альта. Он заменил старинный инструмент виола.

 

Строй такой же, как и у альта, но только октавой ниже. Звуковой объём его очень большой, в три с половиною октавы. Партия пишется в басовом ключе fa, а для высоких нот — в теноровом ключе и в скрипичном ключе sol. Виолончель — один из самых благородных инструментов, как в соло, так и в оркестре. В оркестровой и камерной музыке виолончель, исполняя сольные, а также теноровые и басовые партии, в течение двух столетий остается вторым по значению смычковым инструментом, уступая лишь скрипке.

Виолончель ставят вертикально на металлический шпиль, который упирается в пол, и исполнитель играет сидя, поместив инструмент между колен.

Первоначально, в XVI веке, это был чисто ансамблевый инструмент, несколько бо́льшего размера и более неуклюжий, чем современная виолончель. Карьера виолончели как сольного инструмента началась ближе к концу XVII века с появлением сонат и других пьес Доменико Габриели (1659-1690) и продолжилась благодаря произведениям И.С.Баха и последующих композиторов. В XVIII веке появилась чуть меньшего размера современная виолончель, а также меньшие её разновидности, ныне вышедшие из употребления.

Контрабас (на итал.Contrabasso; нем.Kontrabas; нем.Bassgeige) - самый большой по размерам и самый низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент.

Обычно контрабас имеет 4 струны, настраиваемые по квартам. С тем, чтобы не писать слишком много добавочных линеек, партию контрабаса записывают октавой выше его подлинного звучания. Контрабас используется как оркестровый и ансамблевый инструмент. На контрабасе играют стоя или сидя на специальном очень высоком табурете.

Подробнее в теме Контрабас (http://mirtesen.ru/groups/30965252230/blog/43724469431). 

Картина дня

наверх