На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Классическая музыка

199 подписчиков

Можно ли досадовать на иудейский ум? (2)

Принципы этого метода и излагает как плод собственных изысканий манновский композитор Леверкюн в 22-й главе романа "Доктор Фаустус". Это вызвало протест Арнольда Шенберга еще до выхода романа из в свет. От общих знакомых (Теодора Адорно) Шенберг услышал, что Манн в этом романе приписал своему персонажу его, шенберговское изобретение! То, что персонаж, "укравший" его духовную собственность, болен сифилисом и заканчивает полным помрачением рассудка, еще больше возмутило Шенберга, и он потребовал от писателя разъяснить публике, кто настоящий создатель додекафонной техники либо вообще изъять ее пересказ. Но роман был уже напечатан, и его автор смог сделать лишь приписку об авторстве "одного современного немецкого композитора и теоретика". Приписка эта Шенберга не удовлетворила (особое негодование вызвал неопределенный артикль: eine Komponist! - один современный композитор!). "Будущее покажет, кто из нас чей современник" - возмущался он в одном из писем. Присланный ему Манном по почте экземпляр романа с автографом Шенберг бросил автору через забор (благо они жили на соседних виллах). Главе Новой Венской школы (Шенберг все-таки венский еврей в третьем поколении, его предки из Галиции; в очерке Эфраима Бауха он назван венгерским евреем - это, видимо, опечатка) была присуща гордыня. Иногда он бывал и надменным - так, в ответ на приглашение одной диссертантки-музыковеда на защиту ее scientific thesis, он дает такую отповедь:
"Автор "Лунного Пьеро" и других произведений, повернувших ход истории музыки, благодарит Вас за приглашение. Но у него есть более важные дела, чем слушать защиты диссертаций".

В конфликте с Томасом Манном Шенберг отстаивал свое детище, свое авторство особого метода композиции. Он и помыслить не мог, что стал, как еврей, прототипом современного Фауста. Уж слишком разные биографии: герой книги Манна родом из немецкой деревни, он крестьянский сын (в России, правда, такой крестьянин назывался бы помещиком). Школьные годы проводит в провинциальном городке - вымышленном Кайзерсашерне на Заале - на стыке Саксонии и Тюрингии. Учится в университетах Галле и Лейпцига на богословском и философском факультетах, параллельно занимается музыкой с органистом и пианистом Венделем Кречмаром. Путешествует по Италии, где в маленьком городке Палестрина ему и является черт, предлагающий сделку. Рассказ о посещении публичного дома (от растерянности подошел к роялю и заиграл) и поездке к больной проститутке в Братиславу точно воспроизводит эпизод из биографии Фридриха Ницше, как и все болезни Леверкюна и ужасный конец (прогрессивный паралич). Манновский герой и живет уединенно, как Ницше, в баварской деревеньке. Он не дирижирует, не преподает, не выступает в концертах, не пишет музыковедческих трудов. Но вот некая богатая дама, с которой он не видится никогда, финансирует исполнения и публикации его сочинений и предлагает ему работать в своих поместьях - это уже из биографии Петра Чайковского.

Шенберг же уроженец австрийской столицы, его отец - лавочник. С 15 лет Шенберг зарабатывал на жизнь игрой на скрипке и альте, нанимаясь то в любительские квартеты в богатых домах, то в театральные оркестрики. С 20 лет он дирижирует опереттами и занимается оркестровкой чужих произведений. Он наоркестровал тысячи партитурных страниц, в том числе, как предполагается, и знаменитую "Веселую вдову" Ференца Легара и много других популярных оперетт. Оркестр Шенберга превосходен, а вот дирижерского дара у него не было, хотя он отважно становился за пульт. Зато обнаружилось, что Шенберг -великолепный педагог. Его первые ученики по композиции - Антон Веберн и Альбан Берг прославились не меньше учителя. А вот университетов Шенберг не оканчивал, и звание профессора ему присудили за капитальный труд "Учение о гармонии", опубликованный за 10 лет до того, как Шенберг пришел к мысли о серийной (додекафонной) технике. Идею додекафонии Шенберг вынашивал все четыре года Первой мировой войны, находясь на военной службе в австрийской армии. А ведь он был уже не юноша - в 1914-м ему исполнилось 40, уже 6 лет он профессорствовал в Берлинской Высшей музыкальной школе. Но, получив повестку из Вены, безропотно отправляется в Австрию и надевает солдатскую шинель. Хотя почему бы ему не сесть вместо венского экспресса на бернский, к примеру и переждать всю эту кутерьму? Кто бы упрекнул 40-летнего полысевшего профессора композиции? А герой манновского романа, освобожденный от военной службы по болезни, остается в своем Пфейферинге.

Шенберг - автор почти всех либретто своих опер и кантат, он автор драм "Лестница Иакова" и "Моисей и Аарон" (опера по этой драме не закончена), а также художник-портретист, автор полсотни полотен, из которых чуть ли не половина - автопортреты.

И вообще Шенберг - композитор другого поколения, он родился в 1874-м. А ведь Томас Манн точно называет дату рождения своего героя - 1885-й год. Это, кстати, год рождения ученика Шенберга Альбана Берга.

Но, может быть, несовпадение биографий ни о чем не говорит? Ведь как заметил еще Барух Спиноза, "никому не придет в голову интерпретировать идеи Евклида, исходя из его биографии". А в биографиях композиторов главное - их произведения. Вот вымышленные произведения Адриана Леверкюна в той последовательности, как они появляются в романе:

"Светочи моря", оркестровая фантазия; цикл песен для голоса и фортепиано на стихи Данте ("Ад" и "Чистилище"); романсы на французские и английские стихи (Поль Верлен и Уильям Блейк); 13 песен на стихи Клеменса Брентано для альта, сопрано, баритона, тенора, детского голоса и оркестра; опера "Love"s Labour"s Lost" по одноименной комедии Шекспира; песни на стихи Блейка и Китса; "Весенний праздник" - кантата для баритона, органа и струнного оркестра на стихи Фридриха Клопштока; "Чудеса Вселенной" - фантазия для оркестра; "Gesta Romanorum" - сюита драматических гротесков (опера для театра марионеток). Состав оркестра: скрипка, контрабас, кларнет, фагот, труба, тромбон, ударные, металлофон; кроме солистов, поющих партии кукол, имеется чтец (нарратор), читающий новеллы; Apocalipsis cum figures - оратория по "Откровению Иоанна Богослова"; Концерт для скрипки с оркестром; Ансамбль для трех струнных, трех деревянных духовых и рояля (Фантазия, Адажио, Финал); Струнный квартет; Струнное трио (скрипка, альт, виолончель) - тот самый, про который композитор сказал словами Шенберга: "Это невозможно исполнить, но какое удовлетворение!"; "Плач Доктора Фаустуса".

продолжение (http://mirtesen.ru/groups/30965252230/blog/43536356620)

Картина дня

наверх