Арнольд Шёнберг
О Шёнберге уже говорилось (http://mirtesen.ru/groups/30965252230/blog/43759321722), и не раз (http://mirtesen.ru/groups/30965252230/blog/43232093765), но как о композиторе, основоположнике атональной музыки, а вот о его художественном наследии, вероятно, знают не многие.
Однако, Шёнберг был известен и как художник: в 1911 г. он впервые показал свои работы на выставке группы художников «Голубой всадник» в Берлине, выставлялся в Вене, в других городах, иногда совместно с Кандинским.
А.Шенберг. "Ожидание"
Привожу отрывок из статьи Антона Ютосова "Живопись для гибкости пальцев: Арнольд Шенберг - Василий Кандинский" из газеты "Культура":
"... живопись для Шенберга - это далеко не то, что, к примеру, акварель для Германа Гессе, выставки которой действительно интересны исключительно любителям "Игры в бисер" и "Степного волка". Двусоставное художественное наследие великого австрийца, скорее, ближе М.Чюрленису, живописные и музыкальные сочинения которого были равноправными (не по удельному весу в наследии, а по смысловой содержательности) способами выражения единого, синкретичного творческого метода. И здесь соположение картин Шенберга с картинами Кандинского совершенно не кажется притянутым, напротив, оно очень важно. Если Моне никогда не был знаком с Прустом (хотя именно они олицетворяют в ГМИИ связь живописи и литературы), то Шенберга и Кандинского связывали многолетняя дружба и совместные проекты."
Василий Кандинский
Живописцев всегда бесконечно притягивала к себе музыка, ее нематериальный характер и свобода от обязанности воспроизведения видимого мира, которую европейское искусство выполняло на протяжении веков. На протяжении 19 века росло влияние музыки на изобразительное искусство. Но и композиторы все более тяготели к живописи и черпали в ней источник вдохновения. В начале 20 века взаимоотношения между музыкой и живописью привели к глубоким сдвигам. В революционном прорыве к абстрактному изображению музыка обрела для художников функцию почти идеала. Художники стали проявлять интерес к тому, как композиторы организуют свой материал и какие методы можно заимствовать из музыкального формообразования (мелодия, такт, ритм, динамика, тембр и т.д. - соответствие в таких элементах живописи, как линия, форма, плоскость, движение, контраст и гармония цветов).
Интересовало художников и взаимоотношение музыки с категорией времени ( поиски «четвертого измерения»). Художники осознали, что их традиционный язык более не соответствует новому миропониманию и что пора освободиться от предметного изображения. На этой переломной стадии Кандинский был во многих отношениях первопроходцем.
Кандинский средствами живописи передает свои ощущения от атональной музыки. Он писал: «…живопись способна проявлять такие же силы, как и музыка».
Кандинский был убежден в возможности цветного слуха, интенсивно испытав его на самом себе. Он ищет в живописи соответствий для такой же, как у музыки, непосредственной силы воздействия, ее способности «прикоснуться к душе». Сходное психологическое воздействие в живописи мог оказать цвет Он ищет аналогии между оттенками красок и окраской звука определенных инструментов:
- желтый цвет ассоциируется со звуком трубы или фанфар,
- оранжевый цвет ассоциируется со звуком альта,
- красный цвет близок тубе или барабану,
- фиолетовый цвет близок звуку фагота,
- синий цвет - это цвет виолончели, контрабаса, органа,
- зеленый цвет - « спокойные, растянутые средние тона скрипки».
Поэтому атональная музыка Шёнберга стала для Кандинского событием, утвердила на избранном пути и стала стимулом еще более энергичного движения вперед.
продолжение (http://mirtesen.ru/groups/30965252230/blog/43648636418)